Позвоните нам
(347) 246-12-95
г.Уфа, ул.Левченко, 2

Статьи → Методы и способы упаковки

Методы и способы упаковки

На многих складах упаковку продукции производят по старинке, и вовсе не потому, что шпагат, проволока или скотч надежнее или дешевле новых устройств для обвязки грузов, которых на нашем рынке появилось немало. Скорее всего, это привычка. Чтобы убедиться в преимуществах упаковки товаров и грузов, например, стальной и пластиковой лентами, достаточно простого сравнения:
- шпагат и проволока могут повреждать упакованный ими груз (например, прорывают коробки, пачки бумаги, бланков), чего не происходит при упаковке лентой;
- лента не только обвязывает груз, но и надежно его стягивает, предохраняя упаковку от рассыпания, что значительно облегчает погрузочно-разгрузочные работы и складирование, защищает груз от повреждения при перевозке;
- пластиковые и стальные ленты значительно прочнее скотча и, следовательно, при той же массе груза упаковка ими экономичнее. Скотч вообще не годится для упаковки тяжелых грузов;
- пластиковые и стальные упаковочные ленты в отличие от скотча не приклеиваются к поверхности груза и, следовательно, не портят его поверхности;
- упаковка стальными и пластиковыми лентами при использовании соответствующего оборудования требует значительно меньшего времени;
- у легких грузов (коробок, пачек) лента может использоваться в качестве ручки при переноске, что облегчает погрузочно-разгрузочные работы;
- в некоторых случаях лента может играть роль пломбы при перевозке и хранении.
Что выбрать?
Начать лучше с определения необходимой прочности, а следовательно, типа и размера ленты, подходящей для упаковки определенного груза. Выбор, прежде всего, необходимо сделать между стальной и пластиковой лентой.
Стальные ленты, как правило, прочнее, но и цена на них, а также на инструмент для упаковки такими лентами значительно выше. Кроме того, стальные ленты менее удобны в работе. Использовать стальные ленты лучше для упаковки тяжелых грузов в тех случаях, когда недостаточно прочности пластиковых лент.
Из стальных наиболее часто используются ленты шириной 12-20 мм, толщиной 0,4-0,7 мм. Стальные ленты бывают мягкими и твердыми. Прочность мягких лент ниже прочности полипропиленовых. Прочность твердых достигает 1000 кг. Мягкие ленты могут "плыть", т.е. постепенно растягиваться в процессе перевозки. Твердые ленты лишены этого недостатка.
Из пластиковых лент наиболее популярны полипропиленовые. Существуют также полиэтиленовые (но они обладают низкой прочностью и плохо свариваются) и полиэстеровые - они прочнее, однако на рынке представлены только импортные, и стоят они неоправданно дорого.
При выборе ленты по прочности необходимо учитывать следующее. Многие заблуждаются, полагая, что прочность ленты определяется тем, выдержит ли она, если кто-нибудь решит поднять груз, зацепив его за обвязку. Рассуждая таким образом, работники складов часто используют более прочную ленту, чем это необходимо. Между тем, назначение ленты - сохранить целостность упаковки, уберечь ее от рассыпания. Переносить за ленту можно лишь легкие грузы (примерно до 25 кг). В остальных случаях прочность ленты может быть намного меньше веса груза. Например, лента прочностью 400 кг может использоваться для обвязки грузов весом 3-4 тонны.
Как правило, на складе достаточно прочности пластиковой ленты. Если вы остановили свой выбор на ней, вам необходимо определиться с размерами ленты и подобрать оборудование для обвязки.
Наиболее распространенными являются ленты шириной 5-19 мм, толщиной 0,4-1,0 мм. Бывают и шире, но найти их сложно. Еще сложнее подобрать оборудование или инструмент для них. Прочность лент в зависимости от размера колеблется от 40 до 500 кг. Причем прочность лент различных производителей при одних и тех же размерах может значительно отличаться - в два раза и более.
Полипропиленовой лентой можно обвязывать грузы до 4-5 тонн. Схема обвязки каждого груза подбирается индивидуально в зависимости от его вида и условий перевозки.
Определившись с размером ленты, можно переходить к выбору оборудования.
Оборудование для обвязки
При обвязке груза необходимо выполнить следующие операции:
- обвести ленту вокруг груза;
- натянуть ее до нужного уровня;
- соединить ленту каким-либо способом;
- отрезать свободный конец ленты.
В зависимости от того, какие из этих функций выполняют устройства, они делятся на:
- автоматы,
- полуавтоматы,
- ручные устройства (инструменты).

Автоматы снабжены рамкой, внутрь которой помещается груз. Лента подается с катушки, установленной внутри автомата и обводится по рамке вокруг груза. При нажатии на кнопку (или педаль) выполняется полный цикл обвязки: лента выходит из паза в рамке, обтягивает груз, соединяется методом термической сварки и отрезается. Время выполнения одного цикла - примерно 2 сек. С такой производительностью автоматы уместны на крупных производствах или очень крупных складах.
Производительность полуавтоматов в несколько раз ниже. Длительность цикла примерно 7-10 сек. Лента вручную обводится вокруг груза, помещенного на рабочую поверхность полуавтомата, вставляется в паз, после чего автоматически производиться обвязка.
В автоматах и полуавтоматах может регулироваться натяжение ленты и температура сварочной пластины.
Большинство продаваемых автоматов и полуавтоматов - тайваньского производства. По качеству они не уступают европейским, по цене - значительно дешевле. Кроме того, многие европейские фирмы в настоящее время размещают на Тайване заказы на производство оборудования, продавая его затем как европейское.

Ручные устройства могут быть механическими, с электро- и пневмоприводом.
В электрических и пневматических устройствах соединение ленты производится методом сварки трением (слои ленты в месте соединения сжимаются двумя пластинами, быстро трутся друг о друга, нагреваются и свариваются). Этот метод соединения по прочности не уступает термической сварке. Натяжение ленты в зависимости от сложности модели может производиться или электро- (пневмо-) приводом, или вручную. Вес таких инструментов от 2 до 7 кг, размер - примерно как у шлифовальной машинки. Наиболее качественные инструменты этого класса выпускают Швейцария, США и Германия. Стоят они примерно столько же, сколько и полуавтомат, и являются его альтернативой при упаковке крупногабаритных и тяжелых грузов, которые невозможно поставить на рабочую поверхность полуавтомата. В последнее время появились более дешевые модели электрических инструментов, например, ZAPAK (рис. 1).

Наиболее дешевым вариантом для обвязки являются механические устройства, однако они требуют применения крепежных изделий для соединения ленты. Натяжение ленты в этих устройствах производится вручную с помощью рукоятки, соединение - скобой, проволочной или пластиковой пряжкой (рис. 2, 3). При соединении пряжкой необходим только инструмент для натяжения ленты (например, Н-21 (рис. 4)). Лента вставляется в пряжку, натягивается инструментом и затем удерживается пряжкой в натянутом состоянии. При скреплении скобой необходим еще инструмент для зажима скобы (например, Н-35 (рис. 5). Существуют комбинированные устройства, выполняющие все три функции: натяжение, скрепление и отрезание ленты (например, PL-16 (рис. 6). Наиболее прочное скрепление обеспечивают проволочные пряжки. Их используют для скрепления прочных лент и упаковки тяжелых грузов. Для менее прочных лент подойдут скобы и пластиковые пряжки. Самыми распространенными на нашем рынке являются механические устройства производства Тайваня. Качество этих устройств хорошее, цена - очень низкая. Есть чешские, но они немного дороже. Неоправданно дороги швейцарские и немецкие (как сами инструменты, так и скобы к ним).

Для обвязки грузов стальной лентой используются чаще всего ручные механические устройства. Лента может скрепляться двумя способами: скобой или просечным бесскобовым методом. Второй предпочтительнее по трем причинам. Во-первых, не надо тратить деньги на скобы (а также время и силы на их поиски, так как в последнее время на рынке скобы для скрепления стальной ленты стали дефицитом). Во вторых, просечной метод удобнее и производительнее. В-третьих, он позволяет подтягивать ослабшую в процессе транспортировки и хранения ленту. Этот способ обеспечивает высокую прочность скрепления (не менее 80% от прочности ленты). Метод скрепления скобой применяется только при обвязке круглых грузов и грузов неправильной формы.

Наиболее удобны комбинированные инструменты, позволяющие натягивать, скреплять и отрезать ленту. Качественные инструменты такого типа производят Швейцария, Германия, Чехия, из стран СНГ - Украина. Швейцарские и немецкие инструменты немного надежнее, но стоят неоправданно дорого. Чешские и украинские - очень хорошего качества, и их цена в 2-3 раза ниже. Чешский завод заслужил доверие к своей продукции еще в советские времена и сейчас экспортирует свои последние модели (ВО-51 и ВО-6 (рис. 7, 8)) в Германию, США, Швейцарию и многие другие страны. Последняя модель украинского завода М4К-НР (рис. 9) также продается в США и Германию. Не уступая по качеству европейским моделям, она имеет ряд положительных отличий. Ее конструкция позволяет легко вынимать отрезной нож, затачивать его и устанавливать на место. Отрезной нож периодически тупится во всех устройствах этого типа и в других моделях его приходится заменять, разбирая при этом пол-инструмента.

Несколько полезных советов
1. Покупайте обвязочное оборудование производства только тех заводов, которые давно занимаются их изготовлением. При внешней простоте эти устройства очень сложны в производстве, и новички в большинстве случаев не могут обеспечить должного качества и надежности.
2. Старайтесь покупать инструменты, которые могут работать с лентами разных размеров. Это позволит сэкономить на упаковке, обвязывая более легкие грузы узкими лентами.
3. В некоторых случаях полезно использовать защитные уголки для сохранения груза, придания ему товарного вида, а также для защиты ленты от протирания на углах. Стоят эти уголки довольно дешево.

Мы надеемся, что наша статья поможет Вам решиться на применение упаковки стальными или пластиковыми лентами, а также поможет подобрать наиболее подходящие для Вас упаковочные материалы и оборудование.

drevesina.com